Для многих из вас, очевидно, не составляют секрета основные вехи развития футбольной тактики, изложенные в популярной литературе. Ну, там – 2-3-5, дубль-вэ-эм, 4-2-4, 4-4-2, либеро и прочая такая ерунда. Англичане чего-то выдумывали, бразильцы, голландцы с немцами, датчане (! – где-то встречал я фразу, что в 80-е годы именно они явили миру расстановку 3-6-1…), даже «Динамо» московское якобы в том поучаствовало, а уж Италия – так та вообще как атолл Бикини для испытания всяких атомных тренерских задумок.
Словом, практически все ведущие футбольные страны что-то свое привнесли в решение этого непростого вопроса. А вот испанцам не повезло. Ничего они не выдумывали и играли всю жизнь как Бог на душу положит. Особенно «Реал» в 50-60-х. Взял и без всяких хитрых расстановок пять подряд Кубков чемпионов выиграл. А чуть погодя шестой добавил.
Сколько ни бился я, сколько ни искал хотя бы упоминание пусть даже о самой захудалой схемке, придуманной на Пиренеях, так ничего и не нашел. Странно как-то это выглядело. Только-только в футболе застой намечается, тут как тут выскакивает, словно чертик из табакерки, какой-нибудь Нерео Рокко, обильно пускает свежую тактическую струю – и пошла жара! А бедолаги испанцы все никак ничего придумать не могли. Их схемами задвинут на вторые, третьи позиции, глядишь – а они через пяток лет без всяких ноу-хау опять что-то выиграли... Конечно, были интервалы и покруче, но и они в итоге заканчивались как обычно.
Терпеть это безобразие сил не было, и мастера непечатного (в смысле – устного) слова с НТВ+футбол решили восполнить видимый всеми пробел. Лет шесть назад (летом 2002-го) довелось мне увидеть одну их передачу, которую я просмотрел с тщательностью и прилежанием. Два крупных специалиста (а один даже очень крупный – лицо в телевизор еле входило), используя передовые компьютерные технологии, прямо на экране рисовали цветными маркерами стрелочки и кружочки, доказывая, что им открылась истина – рождение так называемой «испанской» схемы, которая в цифровом формате может быть выражена как 4-2-3-1. Именно она, по их мнению, вывела испанский клубный футбол на передовые позиции в мире. Правда, они оговорились, что «Реал» в эту схему не вписывается, о нем, дескать, отдельный разговор, хотя ничего такого отдельно не сказали. А может быть я просто пропустил посвященную «Реалу» передачу...
Происходило это – напомню еще раз – шесть лет назад, как раз в том сезоне, когда чемпионом стала «Валенсия», а еще три лигочемпионских места достались «Депортиво», «Реалу» и «Барселоне».
Если я скажу вам, что видел все испанские матчи того сезона, то вы мне не поверите. И правильно сделаете. Больше того – я наверняка видел раз в десять меньше энтэвэшников. Или в двадцать. Но даже такого скудного просмотра мне вполне хватило, чтобы заметить несколько характерных особенностей игры ведущих испанских команд.
«Барселона» (4 место) играла с тремя форвардами. Ривалдо сидел чуть глубже, немного сдвинувшись к правому флангу (ему оттуда удобнее всего было отдавать свои фирменные передачи и, смещаясь к центру, наносить мощные удары с левой), Савиола действовал на острие, а Клюйверт четко выраженной позиции не имел – при верховых передачах он (что закономерно) занимал место Савиолы, при низовом розыгрыше мяча чаще всего оказывался в полукруге перед штрафной и раз за разом в касание выводил малыша-аргентинца один на один. Я тогда, помнится, в отчетах неоднократно упоминал о неожиданно (для меня) обнаружившемся у Патрика таланте диспетчера.
«Реал» (3 место) играл с двумя форвардами. Рауль, как обычно, в засаде – прятался где-то в кустах возле штрафной, откуда постоянно выскакивал, пугая защитников. Морьентес, проведший тогда один из лучших своих сезонов (18 голов) – на острие, что-то типа наконечника копья.
Хавьер Ирурета в «Депортиво» (2 место), имея трех великолепных нападающих (Диего Тристан, Макаай, Пандиани), принципиально выставлял только одного – Тристана. Два других бросались на поле только для усиления атаки в критических случаях.
Наконец, «Валенсия», ставшая чемпионом, в тот год обошлась практически вообще без форвардов. Не верите? А цифрам поверите? Карью – 6 матчей в основе, 1 гол. Хуан Санчес – 12 матчей в основе, 4 гола. Сальва – 19 матчей в основе, 5 голов. Были еще Миста (10 матчей в основе, 5 голов) и Ангуло (21 матч в основе, 4 гола), но они (давайте признаемся честно), хотя и являются специалистами широкого профиля, все же куда больше полузащитники атакующего плана, чем форварды. «Валенсия» в том сезоне стала лишь седьмой по результативности, наименее зрелищной в Примере (то есть в матчах с ее участием было забито наименьшее количество голов), при этом мячи забивали сразу 18 (!) игроков, а лучшим бомбардиром оказался опорный полузащитник Бараха с результатом 7 (!!!) голов.
И вот эти впечатления, оставшиеся от сезона-01/02, мне предложили свалить в одну кучу и поставить сверху табличку 4-2-3-1. «Испанская», так сказать, схема. А я валить не стал, потому что не поверил на слово уважаемым крупным специалистам.
Если у человека неплохо подвешен язык и развито пространственное воображение, то он с помощью листка бумаги, карандаша, стрелочек и кружочков может доказать все что захочет. И 4-5-1, и 3-4-3... «Что люди ходят на руках и что люди ходят на боках...» ((с) - Стругацкие, «Трудно быть богом»).
Вот давайте этим и займемся…
Прежде всего, давайте четко уясним одну вещь: все эти цифровые формулы никакого отношения к тактике не имеют. Мне уже довелось прочитать множество статей на эту тему. В них авторы обычно безбожно путают не только факты, но и понятия. Тактика – это некий набор приемов, как командных, так и индивидуальных, направленных на достижение игрового и голевого преимущества над соперником. А вот эти «4-4-2» и «4-2-3-1» есть всего лишь формальное выражение начальной расстановки игроков и их обычных, стандартных позиций на поле.
Ведь вы не будете спорить, что, к примеру, при угловом у чужих ворот такая формула ломается напрочь: оба центральных защитника обычно идут в чужую штрафную, оставляя свои позиции менее рослым, но более скоростным партнерам, которые в случае чего смогут пресечь попытку контратаки. А единственный нападающий (как, скажем в «Валенсии» Вилья) порой всего лишь выполняет подачу с угла поля и непосредственно в голевом эпизоде участия не принимает. В момент подачи корнера игровая схема практически любой команды превращается в 1-2-7, в крайнем случае в 2-2-6! Ну и так далее…
Вторая вещь, необходимая для осмысления и прочной укладки в головах – стандартизация понятий. Поясню на простом примере (с этим я тоже не раз сталкивался буквально в последнее время): Месси на правом фланге атаки «Барселоны» и Роббен на правом фланге атаки «Реала» выполняют одни и те же функции, заняты одними и теми же задачами. От них требуется: 1) атаковать по флангу, заглушая своей активностью крайнего защитника соперников и по возможности связывая их крайнего хава, 2) привлекать своей активностью других противников, заставляя их оголять другие участки поля, 3) заключительную фазу атаки решать по своему усмотрению – либо острой передачей партнеру, либо ударом по воротам, 4) в случае срыва первым делом отсекать крайнего защитника оппонента от участия в возможной контратаке; сфера деятельности примерно одинакова – правая часть чужой половины поля и небольшой участок метров в 10-15 на своей. Я не говорю о КАЧЕСТВЕ ВЫПОЛНЕНИЯ (Месси быстрее и техничнее, тут спорить нечего) – ведь амплуа футболиста не зависит от качества! Только от функциональной нагрузки на поле, не так ли? Тем не менее любой уважающий себя специалист расскажет и докажет вам, что Месси – форвард, а Роббен – атакующий полузащитник. То же самое в этих командах происходит на левом фланге – с Анри и ван дер Ваартом: оба делают одну и ту же работу, но один почему-то во всех отчетах считается нападающим, второй – фланговым атакёром. Разве что Снейдер, когда занимает место кого-то из партнеров, обычно садится чуть глубже и ближе к центру и больше подыгрывает, чем атакует – вот его форвардом уж точно не назовешь…
Не собираюсь вас перевоспитывать и переучивать, просто прошу учесть на будущее – вот из-за этого раздрызга во мнениях на амплуа того или иного игрока и происходят порой «удивительные открытия в тактике». И жутко авторитетные, съевшие не одну собаку на футбольных выкрутасах люди с умным видом будут продолжать рассказывать вам, что «Барселона» играет «в три форварда», а «Реал» - «с одним… Ну, максимум с двумя, если Рауля считать нападающим…» А вы будете это, извиняюсь, хавать полным ртом.
А не хавайте! Приучайтесь постепенно больше доверять собственным глазам и ощущениям и оперировать при этом не эмоциями, а логикой и фактами…
Я уже не раз писал об этом, но не поленюсь повторить. В 1872 году состоялся первый в истории мирового футбола матч между сборными. Встречались Англия и Шотландия. В какой документ, в какую статью ни сунься – везде имеется упоминание, что англичане играли по распространенной тогда схеме 1-1-8, а скотты – по прогрессивной 2-2-6. Представьте себе на минутку эту картинку: на протяжении 90 минут попеременно 8 человек атакуют двоих, а шестеро – одного! Вспомните на всякий случай свои первые опыты дворового футбола… С каким счетом закончился матч, знаете? 0:0!
То есть, либо они играли без мяча, либо забыли поставить ворота, либо все были вусмерть пьяные – а как иначе это можно объяснить?.. Можно, если откинуть цифровой бред и признать – никаких расстановок тогда не существовало вовсе, как не было никаких делений на защитников, хавов и форвардов. Все бегали одной общей толпой, как первоклашки на переменке, сгрудившись вокруг мяча и визжа от восторга, когда удавалось дотянуться до него и пнуть хоть куда-нибудь. Не удивлюсь, если оба вратаря во время матча спокойно беседовали с болельщиками, покуривая и потягивая пивко…
И только потом, много спустя, началось постепенное «разделение труда». Приходило понимание: тем, кто лучше умеет отбирать мяч, нужно играть поближе к своим воротам, тем, кто умеет сильно и точно бить, - поближе к чужим. Но везде и всегда, какие бы схемы ни рисовали на бумаге, сохранялся разумный баланс между игроками обороны и атаки: примерно поровну. Конечно, не буквально – 5 на 5, но когда-то, во времена строго персональной игры, так оно и было. Универсализация и повышение объема выполняемой работы привели к тому, что соотношение это нынче изменилось на «7 на 7», а то и «8 на 8». Да, при десяти полевых игроках 8 человек занимаются обороной собственных ворот и 8 же участвуют в атаке чужих, и никого это не удивляет.
Короче говоря, простой, как угол дома, формулой невозможно описать всё многообразие расстановок и схем, которые возникают даже по ходу одного матча. Точно так же формула не подходит для описания расстановок команды в течение чемпионата – травмы влияют, домашний или выездной матч, простой или сложный соперник. В лучшем случае ее (формулу) следует называть «условной позиционной схемой» команды. Чтобы не болтать языком попусту, давайте разбирать всё на конкретных примерах.
Обращусь для этого к Испании, поскольку пишу о ней уже девятый год и получил о ее футболе кое-какие представления. Приводимые составы являются, по мнению автора, оптимальными и не учитывают травмы и всякие ротационные эксперименты тренеров.
Итак, № 1. РЕАЛ. Касильяс – Серхио Рамос, Пепе (Каннаваро), Хайнце, Марсело – Роббен, Диарра, Гути (Гаго), Ван дер Ваарт (Снейдер) – Рауль, ван Нистельрой. На первый взгляд, если особо не вдумываться, - 4-4-2, «классика». Но это только на первый взгляд.
На второй становится заметным, что Рауль (когда на поле есть ван Нистельрой) оттягивается вглубь поля, играет как бы из засады, активно участвует в подыгрыше и вполне может считаться центральным атакующим полузащитником. Значит, 4-2-3-1?
Нет, не всё так просто. Идем дальше и замечаем, что из двух опорных в «Реале» один (Гути) обычно выдвинут заметно вперед, чуть ли не уровень Рауля, и помощью атаке занимается куда больше, чем разрушением. На его счету в прошлом чемпионате было около двух десятков голевых передач – фактически диспетчер, а никакой не опорный. Ведь в «Барселоне», например, мы четко разграничиваем функции Яя Туре и Хави: один – «терминатор», второй – «творец». Валить их в одну кучу – противоречить исповедуемым «Барсой» принципам. Значит, и здесь мы сдвигаем Гути в «креатиффную» линию и получаем вроде бы искомое – 4-1-4-1.
Но и это еще не всё. Учитывая то, что я говорил чуть выше о Месси и Роббене, мы имеем полное право двух реаловских крайков сдвинуть в линию атаки, что дает нам 4-1-2-3.
Вот теперь, казалось бы, можно вздохнуть свободно. Но не торопитесь, я напрягу вас еще несколькими нюансиками. Когда вместо Гути выходит Гаго, созидания у «Реала» получается намного меньше и действительно можно говорить об игре «в два опорника» (4-2-1-3). Снейдер, выходя вместо Ван дер Ваарта, садится гораздо глубже к середине поля, занимается в основном подыгрышем и в число форвардов включен быть не может (4-2-2-2; о! чистая «бразилия»!). Когда был травмирован ван Нистельрой, на острие атаки пришлось играть Раулю, а это тоже меняло игровую схему…
Итак, в зависимости от собственного восприятия игры каждым из зрителей (а также от стартового состава и от задач, поставленных перед командой Шустером) условная позиционная схема «Реала» может быть выражена ШЕСТЬЮ РАЗНЫМИ ФОРМУЛАМИ. И каждая из них справедлива!
№2. БАРСЕЛОНА. Валдес – Дани Алвеш, Пуйоль, Маркес, Абидаль – Туре (Бускетс) – Хави, Кейта (Иньеста) – Месси, Этоо (Боян), Анри (Иньеста). Лобовое описание схемы – 4-1-2-3. Можно при желании упростить ее до 4-3-3 (если вам неохота разделять полузащитников на разные подвиды), можно усложнить до 4-1-2-2-1 (если считать Месси и Анри не чистыми форвардами, а все-таки «полунападающими»). А можно, учитывая патологическую страсть Дани Алвеша к атаке, обнаружить в каталонской формуле всего трех защитников – что-то вроде 3-4-3. Опять же – принципиально вы не ошибетесь!
№3. ВАЛЕНСИЯ. Ренан – Мигел, Албиоль, Марчена, Моретти – Албелда, Бараха (Ману Фернандеш) – Пабло Эрнандес (Хоакин), Силва, Мата – Вилья. Вот тут и в самом деле классическая «испанка» - 4-2-3-1. Два опорных-разрушителя, один форвард, который к тому же заметно сдвинут влево (Вилья любит атаковать из глубины и именно с левого фланга). Нужно учитывать еще и то, что Силва активно перемещается по всему фронту и, хотя занимается больше подыгрышем партнерам, нередко оказывается на острие, так что его можно считать и глубинным форвардом (что-то типа Рауля), хотя на схему это сильно не влияет. Но точно так же вам никто не может запретить изобразить ее и 4-5-1, так сказать, «по номиналу» игроков в линиях.
№4. СЕВИЛЬЯ. Палоп – Конко, Фасио (Москера, Эскюде), Скиллачи (Давид Прието, Драгутинович), Фернандо Наварро (Драгутинович, Адриано) – Мареска (Ромарик) – Хесус Навас, Диего Капель – Ренато – Луиш Фабиано, Кануте. Хорошо известный по Англии «даймонд» - 4-1-2-1-2. То есть у полузащитников команды четкое распределение обязанностей: один центральный занимается разрушением, второй играет под нападающими – «атака вторым темпом», еще двое шуруют по флангам. Иногда используется схема с двумя опорными (Фасио выдвигается вперед на помощь Мареске, а Ренато убирают с поля). Опять же, если вы севильскую схему представите как 4-4-2, то будете правы.
Думаю, что этого достаточно.
Хотел я сказать вот что. Если в вашем распоряжении есть десяток игроков экстра-класса, то второстепенно, какую схему вы изберете. Любая сработает. А в Испании – тем более. Испанцы не любят, когда их загоняют в какие бы то ни было рамки. Что бы ни впаривал им на тренировке наставник, каких бы чертей ни рисовал на доске, они точно знают – успех придет, если они сумеют продемонстрировать перед собравшимися поглазеть на них зрителями все свои таланты и способности, весь свой арсенал технических приемчиков. А он у них очень богатый, не сомневайтесь!
До другой крайности – до полной анархии на поле – испанцы, разумеется, тоже не доходят, однако какие-либо схемы воспринимают как неизбежное зло, с которым следует мириться, но которому строго следовать совсем не обязательно. Эленио Эррера дважды привел к чемпионскому титулу «Атлетико» (1950 и 1951) и столько же раз «Барселону» (1959 и 1960), но убить футбол как зрелище своей знаменитой схемой ему удалось только в Италии, потому как и мадридцы, и каталонцы под началом «Сеньора НН», несмотря на все его усилия, играли в развеселый футбол, где счета типа 4:3, 5:2, 6:0 и 7:1 были обычным делом, а матч «Атлетико» - «Атлетик» в сезоне-49/50 вообще принес уникальный результат 6:6.
Спортивные испанские СМИ – Marca, в частности – постоянно нагружают своих читателей разнообразными схемами и расстановками, но даже поверхностного взгляда бывает достаточно, чтобы увидеть формальность их подхода – вроде как дань моде.
Пора подводить итоги. 1) Сам я по жизни недолюбливаю все эти мертворожденные схемы и формулы и не очень доверяю исторической болтовне о «революционных изменениях в тактике». 2) Испанцы в данном вопросе, похоже, полностью меня поддерживают. 3) Не люблю давать советы, но вы все-таки тоже не очень увлекайтесь расстановками и вытекающими из них глобальными выводами. Ведь дело, как видите, вовсе не в этом…