статья в тему
ГРИЦЕНКО: "У РЕБЯТ ВО ВЛАСТИ ГЛАЗА НАЛИВАЮТСЯ КРОВЬЮ. КАК НА ОХОТЕ." (Обком)
- Перейдем ко вторничной публикации на сайте «Зеркала недели». У многих приведенные документы вызвали оторопь…
- Вы имеете в виду проект российско-украинского межправительственного соглашения по ТЭК? Знаете, я хотел бы, чтобы кто еще не успел – вначале сам прочел документ, хотя бы бегло – на вашем сайте, на сайте «ЗН» или «Украинской правды». Почему это надо сделать? Пусть каждый составит свое мнение об этих договоренностях, а я выскажу свое.
Первый важный момент: Россия присылает нам проект межправительственных соглашений. То есть это документ – российский.
Второй важный момент: в прилагаемом письме присутствует оборот: «…в соответствии с договоренностью». Это означает, что на уровне министра топлива и энергетики Юрия Бойко все уже было проговорено. Это не то, что Россия нам навязывает, это то, с чем, по сути, уже согласилась украинская сторона.
Третье. Документ называется «Межправительственное соглашение о сотрудничестве между Украиной и Россией…». Так вот, я там не увидел: а) сотрудничества между Украиной и Россией; б) равноправного сотрудничества; и в) не увидел там взаимовыгодного сотрудничества.
Посоветую читателям: если у вас мало времени или непонятны все детали проекта – взгляните лишь на приложение к этому документу, где российская сторона приводит перечень тех объектов украинской энергетики, в которых она хочет присутствовать (а там фигурируют объекты по значимости от общенациональных – и аж до районных); и тех объектов, где Россия хочет закрепить преимущественные права защиты своей собственности.
Этот список достаточно большой – целая страница. А теперь вопрос: есть ли другое приложение к этому документу, где был бы приведен хотя бы вполовину меньший перечень объектов российской энергетики, в которых после подписания соглашения будет присутствовать Украина? И упоминается ли хоть где-то в тексте закрепление принципа преимущественной защиты украинской собственности на территории России?
А теперь ответ: НОЛЬ объектов на территории России для Украины! И никакой особой защиты украинских интересов через защиту собственности там нет. Потому что на самом деле это одноканальный интерес России к Украине, а никакое не двустороннее сотрудничество. И этот интерес распространяется на электроэнергетику, на газовую и нефтяную сферы, на ядерную энергетику, на подземные хранилища и газотранспортную систему. Даже на еще неразвитое у нас энергосбережение, на экспорт энергоносителей из Украины. То есть практически весь стратегический ТЭК попадает под монопольный контроль со стороны России.
- Анатолий Степанович, вам возразят в классическом ключе: Россия – наш ближайший партнер, россияне – братский народ, и т.п….
- Поясню свою позицию: я за то, чтобы российские инвестиции присутствовали в нашей экономике, и в нашей энергетической отрасли. Но – и это очень важно – не только российские! Там должно быть место для Китая, Японии, Германии, ЕБРР, Мирового Банка... Тогда мы диверсифицируем приток капиталов и сделаем невозможным монопольный контроль над этой сферой со стороны одного (причем любого!) государства.
Сейчас же, в дополнение к харьковскому пакту и другим, уже анонсированным, соглашениям по авиации, космонавтике и т.д., все это формирует единый вектор движения. Помните «Beatles»? «Back In USSR». Если бы этот «back» (в направлении России) привлек в Украину новые высокие технологии – еще можно было бы о чем-то говорить. Но их в России нет, и это признает сама Россия. Президент Медведев на весь мир заявил: чтобы ликвидировать технологическое отставание, России надо идти за технологиями в Европу. Янукович с Бойко об этом не знают?
Идем дальше. Если бы Россия привнесла в Украину новую, более высокую культуру и этику – частного и государственного менеджмента, уплаты налогов, прозрачности ведения бизнеса, уважения закона, открытости…Но в России этого нет и не предвидится! К нам придет бывшая «совковая» философия, отягощенная олигархией во власти и в экономике, с подконтрольными власти судами и СМИ. В дополнение к нашим проблемам отечественного олигархата и монопольной власти Банковой над всеми ветвями власти. Так зачем нам такой монопольный вектор российского влияния?
И в этом таится большая опасность. Это то, что ощутит каждый человек. Включая тех, кто руками и ногами были готовы голосовать за Януковича! Потому что, скажем, если баланс энергопотребления остается прежним, то «больше газа» означает «меньше угля». А где «меньше угля»? В Донецкой, Луганской, Львовской областях. Кто-то спрашивал мнение шахтеров? Кто-то объяснил им, почему сдают их интересы? И так – любой пункт «двусторонних» соглашений.
- Между тем, у многих украинцев бытует такая точка зрения: «Мне от этих соглашений по ЧФ – ни холодно, ни жарко. Какая разница, кто владеет энергетикой – россияне или кто-то другой?». Так вот, как объяснить простому человеку, чьи интересы не выходят дальше отопления своей печки, что он может на своей шкуре ощутить последствия этих соглашений?
- Знаете, часть правды в вашей постановке вопроса есть. Не все поймет тот, кто думает лишь о печке. Но придется учиться понимать. Взять, к примеру, «удешевленный» на 100 долларов газ. Люди на самом деле никакого эффекта не ощутят, потому что это удешевление создает более конкурентные условия для работы в химической и металлургической отраслях. Но этими предприятиями владеют олигархи. И предыдущая их деятельность не отличалась особым желанием инвестировать в модернизацию и энергосбережение своих же предприятий. Не было заметно и большого желания уплачивать налоги государству так, чтобы потом опосредованно это «удешевление» газа через бюджет почувствовала вся страна. Средства выводились в оффшоры, налоги платились на «договорной основе» – зато вложения росли в футбольные клубы, самолеты, пароходы, недвижимость за рубежом…
Стране от этого ни холодно, ни жарко. Если бы был пакет, оздоровляющий налоговую сферу, делающий прозрачной структуру собственности, формирование и использование бюджета, - тогда были бы основания сказать: Януковичу удалось снизить на 100 долларов цену газа и через возросшие бюджетные поступления это ощутит вся страна. Но этого не будет, и причины я назвал.
Зато Янукович позволил Черноморскому флоту базироваться в Украине на десятилетия вперед. Что означает чужой флот на нашей территории? Сегодня я выступал на Европейском форуме в Украинском доме, там были представители Германии, Бельгии, Азербайджана, России, Польши, Дании, Великобритании и других стран. Они не представляли государственные структуры, разве что парламенты, а потому позволяли себе откровенные суждения. Так вот, прекрасно понимают, что, несмотря на заявления Медведева и Путина, Януковича и Азарова, ЧФ Российской Федерации не является сегодня и раньше не был для европейцев фактором, стабилизирующим общеевропейскую или региональную безопасность. Он больше проблем создает – и нам, и Европе, да и самой России.
- Вам опять-таки возразят: да какая проблема в этом флоте? Стоял - и пусть себе стоит, ржавел – и пусть ржавеет «до упора»…
- Человек, который просто живет (а в наших условиях – выживает), не очень задумывается о чужом флоте в Украине. Так же, как мои родители или родственники в селе, они не очень задумываются о проблемах региональной безопасности. Но тогда им придется пояснить, что вскоре они могут ощутить угрозу себе лично. Объяснить, если хотите, через призму военной угрозы. Не хочу никого запугивать, но буду говорить о тех вещах, которые являются азами военной науки. Когда ведутся военные действия, то, по классике ведения вооруженной борьбы, наиболее эффективный путь противодействия – не лоб в лоб, а удары по базам, командным пунктам, линиям коммуникаций.
Где базируется ЧФ России? В Севастополе, в Крыму, в Украине. Там его база. А куда до сих пор ЧФ ходил на войну? В собственную Чечню (посылал морских пехотинцев), причем не спрашивая у Украины разрешения. Отправлял боевые корабли в Грузию, опять-таки, не спрашивая разрешения у нас.
И слава Богу, что до сих пор не было удара в ответ – по базе, по Украине! Но кто может гарантировать, что таких ударов не будет в следующий раз, когда Россия снова пойдет из Севастополя на очередную войну? Никто, включая подписантов – Януковича и Медведева. А есть ли реальные основания для беспокойства? Есть, потому что не надуманный, а вполне реальный страх, даже ужас, уже ощутила сама Россия. Вспомним рейд Шамиля Басаева – он действовал дерзко, жестоко, ассиметрично, нанес удар по России за пределами Чечни. И на время приостановил ту войну (вы помните, переговоры Черномырдина с ним, в прямом эфире, а потом были подписаны Хасавюртовские соглашения).
И были удары в ответ по Москве и другим городам России. Линии коммуникаций и командные пункты военных не смогли достать. Так били по людям, по транспортным и другим объектам. Погибли, кстати и граждане Украины.
Так вот, я не хочу, чтобы, оставив в Украине Черноморский флот на десятилетия вперед; зная, что Россия проводит жесткую, иногда агрессивную политику (в том числе и с использованием военных средств) – чтобы из-за этого не в безопасности, а в страхе жили граждане моей страны.
И еще – в прошлом году российский парламент принял закон, дающий право Президенту РФ применять войска за пределами России. Более того, Совет Федерации тут же выдал Медведеву бессрочное бланковое разрешение – он имеет право отдавать приказ без консультаций с парламентом, действовать по собственному усмотрению. Как чистый лист с печатью?!
- То есть Верховный главнокомандующий ВС России получил возможность максимального использования фактора внезапности…
- В каких случаях Медведев имеет право применить войска в чужой стране? Если увидит там угрозу российским гражданам, либо российскому контингенту. А в Севастополе есть и то, и другое. Поэтому, если кто-то с целью ответного удара на российское военное вторжение (либо с провокационной целью) нанесет удар по базе в Севастополе или совершит теракт, то Украина может очутиться в зоне военного конфликта или теракта. Зачем нам это?
А самая главная угроза национальной безопасности в пакте Януковича-Медведева лежит вовсе не в военной плоскости. Она, если хотите, лежит в человеческой, социальной, политической и даже экономической плоскостях. И, мне кажется, Янукович этого даже не понимает. Ведь в чем суть? Он как никто другой, став Президентом, должен быть заинтересован в проведении жизненно необходимых стране реформ, которые откладывались 5, 10, 20 лет. Часть из них на начальном этапе могут быть болезненными. Поэтому, как свидетельствует опыт других стран, проводить такие реформы можно, лишь заручившись поддержкой людей. А для этого нужно иметь консолидированное общество, уважающее свою власть и доверяющее ей. Тогда страна способна на прорыв. На чудо! Такое чудо сотворили наши люди после Великой Отечественной, когда подняли страну из полной разрухи (задача, по своей масштабности несравнимая с той, что надо решать нам).
Консолидированное общество в Балтийских государствах пережило и перекрытый Москвой вентиль, и заоблачные цены на нефть и газ. Выстояли они! И сейчас живут в достатке, без виз путешествуют по всему континенту, их воспринимают как граждан Европы. А не так, как нас, пропуская через рамку унижения в очереди издевательств.
А теперь вопрос. Подписание и ратификация (тем более в таком форсированном, конфликтном режиме) харьковского пакта – это работает на объединение украинского общества или на его раскол? Ответ очевиден – на раскол. Вот это главная угроза! До тех пор, пока российский флот буде стоять на нашей территории, - до тех пор не будет Президента Украины. И не будет единой общегосударственной политики. Каждая из двух искусственно разъединенных половин нашей страны будет пытаться избрать своего Президента. И это противостояние Янукович закрепляет на многие десятилетия. Нам это абсолютно не нужно! Причем касается это не только российских войск в Крыму. То же самое было бы, если бы немецкие или американские войска стояли где-нибудь на Волыни или под Ивано-Франковском…
Именно поэтому в Конституцию заложили базовый, исключительно важный принцип: никаких чужих войск на нашей территории! Да, для Черноморского флота отвели переходной период. Но ведь мы разумные люди и прекрасно понимаем, что этот период не может длиться 50-100 лет. Предусматривалось, что он закончится в 2017-м. Поднимите стенограммы обсуждения проекта Конституции до ее голосования: эта мысль звучала рефреном во многих выступлениях…
полностью
http://censor.net.ua/go/offer/ResourceID/157840.html