Одной из последних рыбалок, был выезд на Конку. Реку, с которой связано столько воспоминаний. Собственно за воспоминаниями мы и ехали.
Конка – небольшая степная речушка, мелководная и заросшая камышом. Без каких-то выдающихся для фотографа пейзажей, серенькая, непримечательная, но все - же имеющая свой шарм. Популяция щуки в ней во многом зависит от внешних факторов. Когда то щуки здесь было, как говорится, палкой не размешать да и сама река была судоходной. Сейчас там еле продерешься на маленьком надувасике. После постройки плотины ГЭС и регулярных сбросов воды, чтобы спасти от подтопления северные районы нашей страны, вода в реке падала до уровня сантиметров 50, а местами и полностью исчезала и щучьи ряды сильно поредели.
В этот приезд мы прошлись по большинству популярных и непопулярных мест. Река тиха и пустынна. Вода кристально чистая, как слеза, и полное отсутствие какой-либо жизни. Полное. Никому не интересен ни супер уловистый воблер, красиво выписывающий развороты на нужной глубине, ни аппетитная тюлечка силиконка, облизывающая каждый корчик и заплывающая в каждый кустик подводной растительности. В такие минуты и начинаешь осмысливать происходящее как никогда четко. Останавливаешься на берегу. Когда то, всего лишь года 4 назад, вот именно с этого места я с Жекой Кромом поймали-отпустили 17 околокилушных щук на твич. С каждого заброса, наперегонки. Тогда это место стало нашим основным тренировочным полигоном, его никто из «городских» не знал. И мы учились ловить там на поверхностники и глиссеры, на мелководники и неогруженную резину. Яркие и запоминающиеся впечатления, которые не затерлись в памяти до сих пор. Сейчас там нет даже малечка. Просто ванная.
Виноваты в этом мы сами. Писали отчеты, даже без привязки к месту, но по фотографиям и гуглмапсу место все равно вычислялось продвинутыми городскими рыболовами. Рассказывали вроде бы своим, «адекватным» коллегам, и потом их замечали в этих местах торбящих на нычку этих околокилушных щурят в пакет. Запакетировать 20 таких и срезать при этом одну стеночку сельского дедушки и ты уже вроде как и не нарушил, наоборот борец с браконьерством и умелый рыболов. Людская природа неистребима и прав был Мюллер: «Что знают двое - знает и свинья». «Адекватные» показывали места своим не менее «адекватным» коллегам, которые заполонили реку в поисках фарша и котлет. На Конке мы никогда не использовали лодки, река и без того мелкая, узкая, забродники позволяют облавливать практически любой уголок, в тоже время оставляя больше шансов укрыться рыбе от назойливого прессинга. Чем сложнее были условия, тем ценнее была каждая пойманная рыба, тем выше полученный опыт. В жару мы не использовали даже сапоги. Обычные штаны, заправленные снизу в носки, кеды, все карманы зашиты. В воде было изобилие огромных пиявок и неизвестных плавающих сколопендр, которые чувствовали человека метров за 20 и гребли к нему изо всех сил. Интуитивно выбрать место, продраться через 20 метров заболоченного камыша, шаг по колено, следующий по пояс, потом опять по колено, исхитриться сделать заброс, поймать, вывести, сфотографировать и отпустить. Это был кайф. Это было круто. Но не для всех. Котлетчики повсеместно использовали лодки. Какая может быть лодка на 20метровой по ширине реке? 4 человека в машине, 2 лодки. Бригады зачистки, так мы их называем. Их не интересовал сам процесс ловли, было нужно просто мясо и с наименьшими трудозатратами. Щуке от лодки спрятаться просто некуда. Забиралось все, даже 400 граммовые шнурки. Один встреченный такой, на замечание куда ж ты их берешь, отвечал, мол я их коржом запекаю. И все торбили, торбили. Неудачники, неумелые рыболовы, которые не могут поймать, там где рыбы мало, а тут дорвавшиеся до шары. Гребли, гребли. Какая там норма в 3 кг. Жалко на катере нельзя было проехать, иначе ездили бы. Многие считают себя продвинутыми спиннингистами, авторитеты на форумах и в глазах таких же.
В задуху сотни маленьких щурят (а в Конке сейчас щука больше килограмма весом нечастый трофей) подобно настоящим крокодильчикам дышат, выставив головы на поверхность. Выживают. Любимое развлечение местных это катание на лодке и лупление этих «крокодильчиков» по высунутой морде выломанными бревнами. «Продвинутые» дегенераты используют электроудочки.
За эти 4 года прекрасно наблюдается процесс наступления «кабздеца» этой отдельно взятой реки. Которая борется, сопротивляется нам, то в одном, то в другом месте выстреливают новые популяции щуки. Но выстрелы эти все тише, все реже. Ведь река одна, а нас много, с каждым годом черпаем из нее и становимся все сильнее, у нас круче снасти, глубже мешки и совесть все глубже опускается ближе к заднице.
Пройдя по реке мы нашли щуку, столь запуганную и зашуганную, забившуюся в непролазные хащи, что желание ловить ее дальше пропало. Воблера и силикон «по цели» никто не выпустил из коробок. Найдя полянку на берегу, поросшую папоротником и мятой, мы просто пили чай глядя на реку, собрали немного шиповника и терена на компот и сидели до вечера, просто вспоминая и анализируя былое. Прекрасная получилась рыбалка.
Именно по этой причине я сейчас практически перестал писать отчеты, сам и под давлением друзей, хотя мучает литературная жажда, но желание сохранить эти столь ценные и дорогие крупицы выше. А форумчан прошу задуматься, узнать в описанных персонажах себя и измениться. Красивым для всех остаться не получится, мир тесен и в узких кругах про каждого известно почти все.
Описанное выше можно спроецировать на любую степную реку нашего региона: Молочная, Терса, Волчья, Сура. Все эти реки идут по пути Конки. Путь в никуда.
Да и не только степные, скоро мы и Днепр выберем
Многих этот «отчет» заденет за живое, кого-то обидит. Вот те, кого обидело, вы и задумайтесь в первую очередь.