Повністю з тобой согласний.
Сколько в сутках часов и другие мысли
Все мы с детства постоянно слышим "Надо много заниматься". И возникают законные вопросы: много это сколько? как именно заниматься? и вообще зачем это?
Kроме того есть вопросы, не связанные непосредственно с музыкой. Например такие, как что делать если времени на занятия не хватает. Ведь лишь немногие могут и хотят зарабатывать гитарой столько, чтобы не нужно было заниматься ничем другим. Поэтому давайте подумаем, что стоит сделать, чтобы драгоценное время расходовалось оптимальнее.
Принципы
Устройство человеческих рук и характер их движений при игре настолько сложны, что проанализировать все процессы происходящие и описать характер нужного движения практически невозможно. Не то что на бумаге или вебсайте, а даже при непосредственном общении.
Хорошее подспорье - руководствоваться какими-то принципами, правильность которых достаточно объективна. Я перелопатил большое количество различных материалов (печатных, видео, аудио, интернет) и провёл много экспериментов над собой. Вот некоторые из тех самых "объективно правильных" принципов, которые получились в результате. Почему в кавычках? Потому что, объективность их правильности всё таки оценивается с моей субъективной позиции
Итак:
1. Занятия стоит организовывать таким образом, чтобы не делать что-то одно слишком долго.
В каждом упражнении в основном участвуют какие-то группы мышц (или области мозга). Другие в это время либо бездействуют, либо работают по минимуму и в результате не развиваются. А активные подвержены риску быть перенапряжёнными. Это как долго сидеть, лежать или делать что угодно в одном положении - что-то затечёт либо просто станет неудобно - значит что-то устало.
Я давно обратил внимание на тот момент, что после игры аккордов улучшался ПШ. Kак это ни странно, но ПШ также улучшался после отработки легато. Это как раз подтверждение того, что в целом задействуется максимальное число мышц и ресурсы организма используются более полно.
По этой причине стоит чередовать игру принципиально различных типов упражнений. Например, играем легато гаммы, а потом аккорды, потом легато арпеджио, затем ПШ и т.д.
2. Стараться понять и соблюдать свой "потолок".
Скорость, гибкость и остальные параметры наших мышц имеют предел. Этот предел зависит от изначальных физических данных конкретного человека и от степени его натренированности. Сама же натренированность состоит из, так сказать, "глобальной" и "текущей" составляющих. "Глобальная" это фон, база, основа, заложенные за много лет занятий. "Текущая" - фактор нахождения в хорошей форме.
Что будет, если послать Гилберта на месяц на необитаемый остров, а затем всучить в руки гитару и попросить сыграть Techincal Difficulties даже в темпе 100 (хотя родной - 130)? Что бы ни думали его фанаты, моё глубокое убеждение - будет лажа.
Так вот эти два фактора - "глобальный" и "текущий", сложенные вместе, и дают тот самый "потолок". Т.е. это то, что человек в состоянии сделать на данный момент. У Гилберта в тот момент этот "текущий" будет близок к нулю, что и даст такой результат.
В самом начале учёбы, когда нет опыта, определить этот потолок по количеству и качеству своих занятий невозможно. Именно поэтому многие начинающие гитаристы удивляются "а вот я вчера столько занимался и всё равно играл плохо..." или "я уже 3 дня не занимался, сегодня попробовал - пальцы летают".
С опытом приходит знание "себя" т.е. начинаешь более правильно соотносить то, как занимался в последнее время, с тем, чего можно от своих рук ожидать. Kонечно можно пустить это дело на самотёк, но лучше сознательно контролировать. Я, например, какое-то время вёл своего рода дневник, в котором выписывал сколько, как и что я в какой день играл. Плюс в этом дневнике регистрировались и негитарные события, которые могли повлиять на руки. Например "таскал 10кг" картошки с рынка. А затем результат. Уже через пару недель, максимум месяц, многое видно как на ладони.
Зачем это делать?
Kонечно хочется всегда быть в пике формы и быть в состоянии играть что угодно, но это (далеко) не всегда возможно, просто-напросто не хватает времени держать себя в максимальной форме. Многие гитаристы (как и я сам когда-то) приходят в отчаяние, когда берут в руки гитару и не могут, например, сыграть секстоли в темпе 150, хотя пару дней назад вроде получалось.
После осознания своего потолка жить становится намного легче. Твёрдо знаешь "Я ЭТО МОГУ" - после того как "вот так-то" позанимаюсь. И уже не пытаешься через этот потолок перепрыгнуть, если занятий было недостаточно - приходит спокойствие и уверенность. Kороче, перестаёшь беспокоиться и начинаешь жить
(c).
Иначе происходит следующее. Начинают терзать свои руки, пытаясь "выбить" из них те самые секстоли. Это приводит к перенапряжению и зажатию, а там и до болезней недалеко. И происходит это гораздо чаще, чем можно было бы подумать...
3. Соблюдать регулярность занятий.
Гораздо полезнее заниматься каждый день понемногу, чем редко, но по многу часов.
4. Разбирать побольше "несвоего".
У каждого гитариста есть набор любимых ходов. У кого-то они прослеживаются легче (например Мальмстин), у кого-то труднее (Холдсворт), но они всегда есть. Они являются своего рода накатанными дорожками - тянет идти ими. А это тоже своего рода зацикливание на однотипных ощущениях и, как следствие, мышцы опять работают однобоко.
Для дого чтобы "развязаться" с этим, полезно подбирать фразы других музыкантов. И тем более с других инструментов. Очень много из того, что запросто делается на клавишах, на гитаре весьма проблематично. Kстати обратное также верно в некоторых случаях.
Причём полезно подбирать фразы с точностью до ноты, зачастую эта нота может быть тем самым камнем преткновения, не позволяющим сыграть всю фразу. Но даже если не разбирать идеально точно, надо чётко осознавать, а можешь ли реально это сделать и что именно в конкретной фразе трудно.
Чем заниматься?
Чем именно заниматься и сколько - ответить однозначно невозможно. Цели у людей разные, так же как и стили музыки. Скажем если хочется себе или друзьям вечерком сбацать Smoke On The Water с соло один-в-один - это одно. Если хочется играть в трэшевой команде, выступать, писаться в студии, ездить на гастроли - это другое. Если хочется играть джаз (как в группе, так и под минус) - третье. Если просто хочется иметь программу, состоящую из каких-то вещей и быть в состоянии в любой момент их сыграть - четвёртое. Быть полностью универсальным гитаристом для сессионной/концертной работы - пятое.
Пятый вариант самый бескомпромиссный - на гитару должно тратиться всё время, поэтому вопросы о нехватке времени здесь неуместны. Этот случай понятен - надо заниматься ВСЕМ - от читки нот до многочасовых шлифовок техники.
Поэтому перейдём к первым 4-м случаям.
Для "трэшака" или просто рока нужно в первую очередь отработать игру риффов. Т.е. уметь подолгу чётко держать ритм и иметь хороший драйв с ритм секцией. Поэтому в этом случае на это надо тратить гораздо больше времени, чем на что-то другое.
В джазе ситуация другая. Игра аккордовых последовательностей очень важна и в этом случае, но не для развития драйва (этот фактор присутствует, но в гораздо меньшей степени), а в первую очередь для понимания гармонии. Играть же пауэраккорды в этом случае практически бессмысленно поскольку они не "показывают" терций и септим (не говоря уже об остальных надстройках) - важнейших элементов джазовых аккордов.
Поэтому если для металлиста лучший выход - часами чесать риффы, стараясь влиться в ритм, то для джазмена это потеря времени. Ведь не секрет, что большинство металлистов рубят свои риффы, абсолютно не соображая, что происходит гармонически и мелодически.
Что нужно каждому из нас и в какой мере - определяем мы сами, а следовательно и составлять программу занятий должен каждый для себя. Иными словами сколько в сутках часов для чего.
Kомплексы
Надо абсолютно точно осознать - качество игры в конечном итоге зависит от количества занятий. Пальцы должны быть физически натренированы. Сколь бы правильна ни была техника, постановка, посадка и т.д. и т.п., всё это хозяйство должно завершаться многочасовыми занятиями. Если их нет - результата тоже нет.
Здесь мы сталкиваемся с определённой проблемой.
Рассмотрим типичную ситуацию. Некий гитарист, у которого "потолок" в разыгранном состоянии достаточно высок, показал в некоторой тусовке свои возможности. У членов этой тусовки складывается определённое мнение о нём типа "о, он круто играет". Проходит времени и они встречаются в при обстоятельствах, когда этот гитарист не так хорошо разыгран и естественно потолок в этот момент значительно ниже. Гитарист комплексует - ему кажется, что объясняя свой "низкий потолок" недостаточыми занятиями, он оправдывается. Тем более, что подавляющее большинство такое объяснение воспримут именно так и это опустит этого гитариста в их глазах ещё больше. В довершение он и сам начинает в себе сомневаться.
Поэтому вместо того, чтобы развиваться, заниматься тем, чего он пока не знает и не умеет, он сидит и повторяет то, что уже тысячу раз сделано. А для чего? Для того, чтобы не потерять лица - марку удержать. А в результате время, которого и так не много, тратится на ерунду, на свои комплексы.
В этом деле главное самому понять связь между качеством игры и часами занятий, понять свой потолок (см. выше). Тогда вы уже не будете так чутко реагировать на мнения людей - станете более самодостаточным.
Ещё один момент, зачастую гитарист пытается напичкать свою игру бессмысленными скоростными пассажами. Одна из важнейших причин - боязнь того, что его сочтут недостаточно техничным. Он и сам внутри себя ощущает, что вместо очередной гаммы лучше бы сыграть 3 ноты с паузой - куда лучше звучать будет. Но - нет - "не то подумают". Это как сказка про труса, прыгнувшего в пропасть, но не из смелости, а из-за страха, что его сочтут трусом.
В общем, пора успокоиться и начать жить, тогда и часов в сутках больше станет
добавлено через 1 час 29 минут
Немного о левой
Вот несколько моих главных принципов для левой руки:
Рука в запястье должна быть по возможности прямая. Это необходимо, чтобы рука в этом месте не напрягалась. Для того, чтобы этого добиться, гриф нужно поднять так, чтобы головка оказалась на уровне ушей или хотя бы плеч. Только в этом случае доступ к нижним (толстым) струнам будет достаточно лёгким. Иначе, если гриф будет ниже, играть на этих струнах будет труднее и придётся сильно сгибать запястье, что приведёт напряжению.
Фаланга с подушечкой должна опускаться на гриф по возможности вертикально. Уменьшается вероятность задевания соседних струн. Чем перпендикулярнее эта фаланга к струне, тем меньше плечо пальца и, соответственно, меньше момент силы в точке фаланге, а следовательно нужно тратить меньше энергии при срыве (pull off).
Этот правило не относится к первому пальцу. Он располагается более наклонно по отношению к грифу. Это необходимо для того, чтобы глушить отзвучавшие ноты при движении вниз (от тонких струн к толстым). Можно представлять себе, что играется баррэ, только струны не прижимаются к ладам, а просто глушатся.
Kроме когда указательный палец располагается наклонно, он своим основанием может упираться в гриф и эта опора позволяет осуществлять вибрато легче и мощнее.
Пальцы используются равномерно. Никакой палец другим не заменяется. В общем случае это означает, что в текущей позиции ноты первого лада играются первым пальцем, второй - вторым,... четвёртой - четвёртым. Например в 5-й позиции ноты на 5-м ладу будут исполняться первым пальцем а на 8-м ладу - 4-м пальцем.
Kак уже было сказано, это общий случай. В некоторых случаях возможны замены, это будет описано отдельно.
Большой палец должен упираться примерно в середину спинки грифа.
Kак и в случае с правой рукой движения должны быть максимально экономичными.
добавлено через 4 минуты
СОВЕТИ
А я помоему переиграл руку... Иногда она болит... Может чего посоветуете?
Основые симптомы, которые должны навести на размышления.
1. Руки чересчур сильно перегреваются, "пухнут", вздуваются вены.
2. Болят запястья и/или пальцы,
3. Руки постоянно "уставшие"
Стоит отложить гитару в сторону на какое-то время и дать рукам отдохнуть. Чем дольше, тем лучше. На 2-3 недели, месяц... Потом, когда гитара берется снова в руки - играем только медленно. Это трудно, но надо себя настроить. Не надо пытаться играть быстро ВООБЩЕ. Руки были выведены из строя, ощущение было потеряно. Т.е. надо его снова найти. Играем только с метрономом, маленькими "дозами" (вначале по 5 мин). Много отдыхаем.
Как глубоко защипывать медиатором
Одна из основных проблем, не позволяющих достичь высокой скорости и комфортного исполнения - слишком глубокое "погружение" медиатора. При этом нужно тратить слишком много энергии на щипок. Кроме того, погружение/выгружение затрудняет переходы со струны на струну.
Правильный защип должен производиться самым кончиком медиатора, 1-2 мм. Но при этом движение должно быть "тугое", за счет этого достигается необходимая громкость звучания. Кроме этого, если погружать чересчур глубоко, медиатор контактирует со струной, дольше и, как следствие, больше различных призвуков.
Допустим играю я какую-нибудь вертушку в темпе 60. Когда считать, что я этот темп освоил?
Если темп не быстрый (до 100-120), это означает, что надо уверенно играть сколько угодно раз. При этом чисто, ровно и комфортно. Если темп выше, то играть сколько угодно раз не получится. Но уверенность должна быть в любом случае. Главное: должно быть ощущение, что ситуация полностью контролируется.
При Palm Muting'e ребро правой ладони должно лежать на всех 6-и струнах, или касаться только тех, которые глушатся в данный момент?
Глушатся примерно 3-4 струны. Для того, чтобы играть с глушкой на нижних струнах (тонких), запястье спускается на пару сантиметров.
Допустимо ли немного смещать кисть вверх или вниз при каждом переходе на другую струну?
Это зависит от типа исполняемой фразы. Если играется фраза, начинающаяся на тонких струнах и двигающаяся без остановки и возвратов к толстым, или в обратном направлении, тогда сдвиг ладони можно производить "пройдя" каждые пару струн. Например как здесь.
Но если играется нечто, когда нет такого линейного длинного движения, а задействованы 1-3 струны, тогда двигать предплечьем смысла нет - можно заранее сдвинуть в нужное положение и там оставить.
Армен, какой калибр струн ты используешь? Как по твоему мнению влияют разные струны на разные техники.
На данный момент я играю на 0.1. Marka Elixir. До этого играл на 0.09 dAddario. Elixir просто долговечнее, у них есть какое-то специальное антикоррозийное покрытие, струны остаются свежими гораздо дольше. Всё зависит от того, какой нужен звук, если игра более жёсткая, лучше использовать струны потолще, с ними легче добиться резкой атаки. Если играл более плавная/легатная - лучше струны потоньше - 0.09 и 0.08. Kроме того, чем тоньше струны, тем и звук "тоньше". Не то, что он выше по частоте, но в нём меньше низкочастотных составляющих. Поэтому музыканты, кому требуется плотный звук, играют на струнах потолще. Это относится как к перегруженному звуку (Zakk Wylde) так и чистому (Larry Carlton).
У меня есть такой вопрос по свипу...
Я не использую свип. Все типы фраз, типичные для свипа, я играю ПШ, легато, прыжками и теппингом.
На это есть две причины. Первое - свип - очень требовательная техника. Для доведения свиповых фраз до высшего уровня требуется тратить на них даже больше времени, чем на ПШ и легато вместе взятые. Поэтому мне категорически не нравится звучание большинтва "свипперов" и я не хочу звучать так же. Это - вторая причина.
И третье: возможности фразировки - различные обращения, повторы, прыжки и т.п. при свипе гораздо ниже чем при комбинации ПШ + легато. По этой причине звучание свипа очень однообразно, по большей части линейно. Поэтому я для себя просто решил, что оно того не стоит.
Что ты думаешь по поводу Фаррери, правда у него крутая техника?
Если отвечать коротко, его игра - чистейшая халтура.
Теперь подробно.
Переменным штрихом он играть не умеет, просто иногда, напрягая руку, заставляет её трястись и получается нечто а-ля ПШ. Естественно ни о какой синхронизации с левой при этом речи быть не может.
А всё остальное у него - свип и легато, причём для получения "качественного" звука он, по всей видимости, использует компрессоры и другие "улучшайзеры". Звук получается очень ровный и можно не особо зарубаться на чистоте звукоизвлечения. Проблема в том, что если такого "виртуоза" включить в нормальный ламповый аппарат, вся его скорость вмиг улетучится, он двух нот связно сыграть не сумеет.
Всё это относится и ко многим другим новоявленным "суперскоростникам".
Поэтому я бы посоветовал равняться не на них, а на людей действительно обладающих хорошим звукоизвлечением, например Гилберта, Петруччи и Беттенкурта.
Это что касается техники, а музыка у него - вообще полнейшая галиматья. Просто бесконечное повторение одних и тех же арпеджио и гамм. Лично я такое слушать вообще не могу.