Уважаемые читатели! Поговорим о будущем. Компанию «Фокс» впечатлил кассовый успех девичьей трилогии «Голодные игры», где в нищебродском будущем девочка из гетто валит конкурентов в телешоу, чтобы выжить и заработать. Компания собирается экранизировать другую девичью трилогию -- «Пепельное Небо». После всемирной ядерной катастрофы человечество разделится на мутантское большинство и чистое меньшинство, живущее под куполом. Девушка-мутантка влюбится в жителя купола, и всё завертится.
…Если антиутопические представления о будущем дошли до авторш девичьих трилогий – значит, это уже не просто тенденция. Это мейнстрим. Значит, на ближайшие годы в англоязычной и подражающих ей масс-культурах будет невозможно напечатать и снять ничего о будущем без фонящих развалин небоскрёбов, тоталитарных режимов и всеобщей нищеты.
Если вас, уважаемые читатели, эти фонящие развалины и приталенные ватники героинь не влекут и если вам интересно, как они дошли до такого оптимизма – то давайте об этом поговорим.
Для начала – короткий экскурс в историю кинобудущего у нас и на Западе. Кинобудущее у нас было прекрасное, но снимали его преступно мало и за редким исключением отвратительно в технической части. Кинобудущее на Западе же, напротив, почти всегда было чудовищным, но снимали его всегда офигительно. Единственным исключением из ряда чудовищных будущих на Западе, насколько можно сегодня установить, являлся сериал «Стар Трек», в мире которого (впрочем, тоже после Третьей мировой) установилось вполне приличное грядущее, к двадцать третьему веку построившее коммунизм и объединившее разумных существ разных рас.
Но это исключение надо, видимо, списать на дух 1960-х, хиппи, ЛСД и интегральной йоги. Сейчас таких глупостей уже нет. В новом фильме про Стар Трек, вышедшем в Америке несколько лет назад, про коммунизм и светлое будущее уже молчали. Там всю дорогу добрые расы воевали со злой расой-изгоем, состоящей из несимпатичных фанатиков.
А в остальном – кинобудущее у наших западных партнёров традиционно строго страшное.
1971 – «Завоевание планеты обезьян» -- про фашистский 1991 год, где в США кастовая система и рабовладение.
1973, «Зелёный сойлент» -- про нищебродский 2022 год, в котором рабовладение, перенаселение, а расплодившееся человечество кормят его же переработанным мясом.
1975 – «Роллербол», про безумный будущий теле-тоталитаризм.
1976 – «Бегство Логана», про фашистское будущее под куполом.
1979 – «Безумный Макс», про нищебродский XXI век, выдохшийся без бензина.
1982 – «Бегущий по лезвию», про нищебродский 2019-й год с биороботами-рабами и вечными сумерками.
1984 – «Терминатор», про нищебродский постъядерный 2029-й с роботами-убийцами.
1987-й – «Бегущий человек», про безумный будущий теле-тоталитаризм.
1989-й – «Робокоп», про безумное преступное будущее с анархией.
1991-й – «Вспомнить всё», про нищебродское будущее под властью корпораций.
1994-й – «Джонни Мнемоник», про нищебродский попиленный между корпорациями XXI век.
1995-й – «Судья Дредд», про нищебродское постъядерное будущее с мутантами.
1997-й – «Гаттака», про фашистское будущее с двумя кастами сверх- и недолюдей.
1999-й – «Матрица», про нищебродский постъядерный 2099-й с роботами-убийцами.
2002-й – «Особое мнение», про фашистское будущее с Большим Братом.
2005-й – «Эон Флакс», про постъядерный фашистский город под куполом.
Тот же год – «V значит вендетта», про фашистский город с Большим Братом.
2008-й – «Геймер», про безумный будущий виртуал- тоталитаризм.
2009-й – «Аватар», про нищебродское умирающее будущее под властью корпораций, атакующих другие планеты.
2010-й – «Книга Элайи», про нищебродское людоедское будущее.
2011-й же – «Время», про фашистское перенаселённое будущее.
2012-й – «Вспомнить всё», ещё один, про перенаселённое будущее в тоталитарных городаз, «Дредд», ещё один, про перенаселённое нищебродское будущее в тоталитарных городах, и «Петля Времени», про третье нищебродское будущее в тоталитарных городах, и «Облачный атлас», про четвёртое нищебродское будущее в тоталитарных городах.
Это я ещё не упомянул те фильмы, где никакого будущего вообще нет, а вместо него конец света.
Я не утрирую. Попробуйте вспомнить хоть один западный коммерческий фильм последних тридцати лет, в котором будущее изображалось бы таким, чтобы в него хотелось попасть. Если только вы не видели какой-то артхаус, которого не видел больше никто – не вспомните.
Нормальное, естественное для нашей традиционной масс-культуры Светлое Будущее – в западном масскульте если и было, то десятки лет как истреблено. А если пытается появиться какой-то свой аналог – его вырезают. Например, солнечный финал с картиной прекрасного грядущего, сгоряча снятый в 1991-м...