Белоруссия – королевство без американской коронации
Литовская политическая элита (вернее – тусовка) в один голос с США кричит, что выборы в соседней Белоруссии незаконны, что необходимы повторные выборы, чтобы президентом стал Александр Милинкевич. Вот тогда-де в Белоруссию придёт, наконец, демократия. Однако этот хор подпевал очень не желает говорить о том, чем же так неугоден Александр Лукашенко странам мировых «демократий». Что на самом деле происходит в Белоруссии? Действительно ли белорусы желают другого президента и демократии, подобной той, какая есть в Литве?
«Горячий комментарий» решил проломить эту стену молчания и начинает цикл бесед «Белоруссия: мифы и реальность». Наш сегодняшний собеседник – сигнатор Акта независимости Литвы Роландас Паулаускас, который на протяжении нескольких последних лет усиленно интересуется Белоруссией, Украиной и Польшей.
– Итак, какова из себя та, другая Белоруссия, о которой молчат наши политики и СМИ? Действительно ли А.Лукашенко не пользуется поддержкой народа и стал президентом только вследствие фальсификации итогов выборов?
– Были или не были там фальсификации, на этот вопрос мы сегодня не ответим, но итоги действительно впечатляющие, в них трудно поверить. Однако, не говоря ещё о самой Белоруссии, хочу напомнить об одном.
В белорусских выборах приняли участие 92 % избирателей, 83 % проголосовали за Лукашенко. Все возмущены такими данными, дескать, они нелогичны, чрезмерно высоки, немыслимы.
Но на президентских выборах в Грузии участвовали 98 % избирателей, из которых 89 % были за Саакашвили. В этих данных Европейский союз не сомневался. Напротив, заявили, что выборы прошли очень демократично, и итоги отражают волю народа.
Так что, если сравнивать Белоруссию и Грузию, то в Белоруссии показатели ниже, но в них уже заведомо никто не верит.
– Почему?
– Пусть читателя «Горячего комментария» сами рассудят, почему грузинские итоги кажутся западным демократиям со знаком плюс, а белорусские – с минусом.
Но вернёмся к выборам в Белоруссии. Я не берусь анализировать, действительно ли все эти проценты Лукашенко отданы народом. Однако и литовские наблюдатели, и участники дискуссий в сети Интернет, и статьи в европейской прессе признают, что Лукашенко пользуется поддержкой не менее 50 % населения. Даже оппозиция, выступавшая с протестами, утверждала, что за Лукашенко проголосовали 47 % избирателей и что ему не хватило этих 3 %, чтобы не требовался второй тур. Так что даже оппозиция признаёт, что Лукашенко поддерживают около 50 % белорусов.
Теперь вспомним, что в другой соседней стране, Польше, одного из братьев Качинских, ставшего президентом, поддержали только 30 % поляков. Этого ему хватило для выхода во второй тур и победы на выборах. Значит, в наших и вообще в демократических условиях 50-процентная поддержка выглядит невероятной. Тогда, как ни крути, у Александра Лукашенко есть поддержка белорусов.
– Не подвергая сомнению, что Лукашенко поддерживает около половины населения народа, не попробовать бы разобраться, почему?
– Именно это я и пытаюсь выяснить в последние несколько лет. Начнём с того, как я этим заинтересовался.
Года три назад я ехал через Белоруссию на Украину и, к своему огромному удивлению, обнаружил, что там прекрасно обустроены дороги, засеяны поля и т.д. Т.е. я обнаружил, что навязываемые нам средствами массовой информации представления не соответствуют тому, что я увидел собственными глазами. Это меня заинтересовало и теперь я знаю, почему те, по меньшей мере, 50 % поддерживают «батьку», как называют Лукашенко в Белоруссии.
Прежде всего, в Белоруссии в государственных руках сохранилась крупная промышленность – около 80 % промышленных предприятий. Думаю, что, если бы мы в Литве провели референдум с вопросом, следует ли приватизировать крупные заводы и стратегические объекты, у нас был бы тот же результат, большая часть населения высказалась бы против приватизации. Мы прекрасно видим, что произошло с предприятиями «Мажейкю нафта», «Телекомас» и им подобными.
В Белоруссии такой приватизации не было. И это один из ответов, почему народ, видя, что случилось с промышленностью в Польше, Литве и России, поддерживает А.Лукашенко.
Во-вторых, придя к власти, Лукашенко унаследовал полностью обанкротившуюся промышленность. У него было два пути: либо следовать примеру Польши, Литвы и других государств, т.е. всё приватизировать за полцены, после чего большая часть предприятий прекратила бы работу на веки вечные, либо оживить эти предприятия. Спустя несколько лет эти предприятия постепенно встали на ноги, и в последние несколько лет резко увеличился их оборот и экспорт.
– А что Белоруссия экспортирует?
– Они экспортирует трактора, грузовики МАЗ, которых всё больше и больше в Литве, т.к. они дешевы и хорошего качества. Кроме того, она удовлетворяет около 30-40 % мирового спроса на огромные грузовики, работающие в карьерах.
В Белоруссии есть два завода по сборке компьютеров. Там изготавливают компьютеры сами, а не собирают их из деталей, завезённых Биллом Гейтсом.
Они экспортируют калийные удобрения, один из важнейших компонентов белорусского экспорта. В Белоруссии успешно работают нефтеперерабатывающие предприятия, у них не одно предприятие, подобное нашей «Мажейкю нафта». Нефть они получают из России. И, кстати, получают по мировым ценам, они только за газ платят меньше. После переработки нефти белорусы экспортируют её на Запад.
В прошлом году Белоруссия начала производство жидкокристаллических мониторов, кстати, по собственной технологии.
Там производят также автопокрышки и корды для них, которые используют многие мировые фирмы по изготовлению автопокрышек.
Но при перечислении их успехов не нужно забывать главного – динамики. Сначала эти заводы дышали на ладан и производили некачественную продукцию. Но с каждым годом её качество улучшалось, в модернизацию заводов вкладывалось всё больше средств, стал расти экспорт. А модернизация производства означает рабочие места и потребность в специалистах, которые у нас исчезли из-за отсутствия работы.
Кроме того, в Белоруссии много внимания уделяется научному потенциалу, научно-исследовательским институтам, а сам Лукашенко даже назначает именные стипендии. Само собой разумеется, что народ это видит.
Но это – только один сегмент. Если говорить о социальном секторе, то Лукашенко сохранил бывшие при предприятиях детские лагеря и санатории. А те предприятия, которые подверглись приватизации (а таких – около 20 %), были обязаны сохранить всю инфраструктуру. Конечно, предпринимателю это не выгодно, задерживает расширение производства, но это очень выгодно работникам. Это позволило сохранить всю социальную сферу, сохранились санатории, в которых за полцены отдыхают работники, есть детские лагеря, в которых ребёнок может бесплатно провести неделю.
Вот тогда и видно, на кого ориентирована экономика – на горстку мироедов или на основную массу народа.
Несомненно, люди всё это видят и голосуют за Лукашенко.
– Много ли в Белоруссии безработных?
– Безработицы там практически нет – всего 1,5 %. Конечно, кто-нибудь сразу же скажет, что Лукашенко сохраняет предприятия, которые работают убыточно. Но эти предприятия работают, у людей есть работа, а число нерентабельных заводов постепенно уменьшается. С каждым годом происходят изменения в лучшую сторону.
– А как в Белоруссии с сельским хозяйством?
– У них – не то, что у нас, в Польше, Украине или России, – сохранились все крупные хозяйства, Лукашенко не дал разорить колхозы. В сельском хозяйстве он сохранил промышленное производство. Там засеяны все поля, где бы ни проехал, не увидишь заброшенного поля. И сеют они не напрасно, реализуют всю продукцию. И могли бы продавать ещё больше. В белорусских колхозах у каждого есть своя доля, а теперь там ещё началась реструктуризация колхозов.
Согласно плану реорганизации сельского хозяйства Лукашенко собирается создать 1500 агрогородков, чтобы люди не бежали из деревни в город, на селе им планируют создать такие же условия, как и в городе. Иначе говоря, должны быть заасфальтированы улицы, оборудовано освещение, работать школы, дома культуры, детсады и т.д. И если сейчас поедешь в Белоруссию, то уже можно увидеть результаты этих планов, На месте старых ферм возведены совершенно новые. Приобретена и завезена из Голландии новейшая техника для доения.
Недавно Лукашенко издал указ, согласно которому все сельскохозяйственные общества получат новую технику. На это выделена огромная сумма. Кстати, белорусская сельскохозяйственная продукция пока что безвредная, т.к. очень редко используются химикаты.
Так что сельский житель тоже видит динамику, видит перспективу, так почему он не будет голосовать за Лукашенко?
Как писала газета «Гардиан», можно ли представить, чтобы на президентских выборах потерпел поражение президент, под управлением которого так меняется ситуация? Это не мои слова. Естественно, что люди голосовали за Лукашенко.
– Какова средняя зарплата в Белоруссии?
– В настоящее время они составляет около 250 долларов США. Средняя пенсия – почти 106 долларов. Но при этом следует отметить: если у нас соотношение между бедным и богатым – 1 к 10, а может быть и больше, то у них оно 1 к 5. Значит, у них значительно больше людей среднего достатка.
Следует также признать, что там зарплаты растут в два раза быстрее, чем у нас. Например, за последние два года зарплаты и пенсии в Белоруссии выросли в 6 раз. Правда, у них была инфляция, но она снизилась со 100 % в 2000 году до 8 % в прошлом. В этом году инфляция за несколько месяцев не достигла и одного процента.
Нужно также оценить и тот факт, что продукты местного производства там гораздо дешевле импортных, а коммунальные услуги намного дешевле наших. Поэтому, если сравнивать пенсии, то у моей мамы сейчас остаётся меньше денег, чем у белорусского пенсионера. Не забудем, что у них положительная динамика в два раза быстрее, чем у нас.
– Каковы в Белоруссии приоритеты?
– Всенародный съезд на ближайшие пять лет определил две основные задачи.
Первая – остановить сокращение населения. Т.е. будет поощряться рождаемость: пятеро детей – получаешь бесплатно дом, за троих детей государство покрывает 50 % кредита и т.д.
Вторая – энергетическая независимость. Белоруссия понимает, что она зависит от поставок нефти и газа из России, и что дешёвый газ она будет получать недолго.
Кстати, часто говорят, что без дешёвого газа Белоруссии был бы капут. Тем, кто так считает, я советую обратить внимание на другую деталь: Литва тоже получает газ в два раза дешевле, чем европейские государства. Так почему мы не могли так же встать на ноги, как и они? Кроме нас, так же дёшево получают газ ещё три государства – Латвия, Эстония и Финляндия.
– Поговорим о преступности?
– Уровень преступности там гораздо ниже, чем в Литве.
– Насколько мне известно, там сидят в тюрьмах многие бывшие министры, а у нас – ни одного.
– Да, там сидят и бывшие министры, и бывшие директора. Теперь ещё 45 таможенников посадят. Но и бытовая преступность там ниже. В городах спокойно, чисто, дороги ухожены. И люди в Белоруссии видят перспективу.
– Что на этих выборах представляла из себя оппозиция?
– Как должен поступать народ Белоруссии, видя, кого ему предлагают на президентских выборах? С одной стороны – авторитарный руководитель. Да, он авторитарный, может ударить кулаком по столу, всех крепко держит в своих руках, но… люди видят результат. На другой стороне – какие-то странные люди, один из которых, Милинкевич – ставленник Запада. Запад даже не скрывает, что финансирует его. Так что же делать народу при таком выборе?
– Правда ли, что в Белоруссии невозможно купить оппозиционные газеты?
– Это миф. «Белорусская деловая газета», «Народная воля» и другие оппозиционные газеты есть в свободной продаже.
Кроме того, в Минске, если войти в страницу Интернета, можно заказать пакет кабельного телевидения. А кабельным телевидением в Минске пользуются около 90 % жителей. Так что они смотрят точно такие же программы, как и мы. И поэтому, когда говорят – «Если бы они знали, что происходит в мире, то они голосовали бы совсем иначе», я отвечаю: «Если бы они действительно знали, что творится в мире, то Лукашенко получил бы не 83, а 100 % голосов».
– Правда ли Россия поддерживает Белоруссию?
– Это ещё один миф. Сравните, как подают Белоруссию ОРТ и ”Euronews”: ”Euronews” показывает гораздо объективнее. Хотя бы арест Шеремета, журналиста ОРТ, который постоянно приезжает в Белоруссию и устраивает там провокации.
Но если говорить о влиянии России, надо оценить то, что у неё нет единой внешней политики. В России есть люди, которые действительно поддерживают Лукашенко, но не потому, что он – «батька», а потому, что видят бардак в собственной стране, поддерживают альтернативу. А те, кто устроил там этот бардак, и продолжает эти безобразия, отнюдь его не поддерживают.
Так, радио «Эхо Москвы» сразу после президентских выборов в Белоруссии произвело опрос: за кого голосовали бы русские, если бы в кандидаты баллотировались Путин и Лукашенко? И Лукашенко получил почти столько же – 82 % голосов. Перепуганные журналисты ту передачу прервали, опрос производился ночью. Но утром, когда на работу примчался глава радиостанции, передачу повторили, а результат оказался похожим: Лукашенко поддержали более 70 % позвонивших!
Так неужели вы думаете, что это нравится правящей элите России? Неужели вы думаете, что российские олигархи не хотели бы прибрать к рукам белорусский завод МАЗ. Думаете, не хотели бы прибрать калийные удобрения? А «батька» им мешает.
Белорусскую общественность не так просто обдурить, у неё есть с чем сравнивать. Они видели, что за 10 лет сталось с приватизированными заводами в России, в Литве, видят, что в этом месте у них больше плюсов. И этих плюсов достаточно для того, чтобы отдать свой голос за Лукашенко. И если всё будет продолжаться так же, как и сейчас, то белорусы выберут его президентом и на следующий срок.
– Не можете ли представить данные о внешней торговле?
– В прошлом году у них дефицит баланса в торговле с Россией составлял примерно 4 млрд. долларов США, т.к. у России они покупают нефть и газ. Но общий баланс во внешней торговле близок к нулю, поскольку профицит в торговле с Европейским союзом составляет почти плюс 3,5 млрд. долларов. Объём белорусского экспорта на Запад ежегодно растёт, а в Россию – снижается.
Кроме того, белорусы оберегают свой рынок, они ориентируются на потребление товаров собственного производства. Это означает, что они не позволяют вывозить прибыль.
По такому пути шла Южная Корея, по такому пути идёт Китай, по такому пути шла Малайзия. А это те государства, которые выбирались из экономической ямы. Сегодня всему миру известна продукция фирм «Самсунг» и «Хонда». Всё это – последствия особой государственной политики. Но если бы в Южной Корее была такая же псевдодемократия, как и у нас, никто бы, наверное, и не догадывался о существовании этой страны.
А если говорить об иностранных инвестициях, то в Белоруссии они в прошлом году составили почти 9 млрд. долларов США. И это деньги из Америки, Франции, Германии. Поэтому разговоры об отсутствии в Белоруссии заграничных инвестиций – блеф.
– Почему тогда Лукашенко неугоден Западу? На пресс-конференции после выборов Лукашенко отмечал, что он «не продался Вашингтону, поэтому стал «диктатором». Может быть, вы что-то знаете об этом. Что он имел в виду?
– Когда Лукашенко выбрали президентом в первый раз, к нему приехал Джордж Сорос и предложил свои услуги, приезжали представители Всемирного банка с предложением кредитов. И даже, не спросясь, перевели деньги – около 300 тыс. долларов (не знали ещё, какую политику будет проводить Лукашенко). Этот кредит и сейчас лежит в Белоруссии, они могут забрать его в любой момент.
Вот тут один очень важный момент. Наверное, Белоруссия – единственное государство в мире, у которого нет внутреннего долга. И результаты, которых она достигла, были получены при отсутствии источников энергии, плодородных земель, но при последствиях чернобыльской аварии, на ликвидацию которых она ежегодно выделяет значительные средства из бюджета. Украина об этом давно забыла, Россия – тоже, а Белоруссия – нет, она заботится о своём населении. И всё это достигалось без зарубежных заимствований.
Однако вернёмся к выборам в Белоруссии. Говоря о них, надо прежде всего спросить: почему в Белоруссии мы видим огромные проблемы с демократией, но не видим их в Ираке, где выборы были признаны демократичными, хотя проходили в условиях оккупации, и никто не знал, где находятся избирательные участки, пока их не открыли? Почему мы не видим проблем с демократией в Афганистане, где выборы тоже признаны демократичными, хотя там голоса подсчитывали три месяца и считают до сих пор? Почему президент Египта Хосни Мубарак избран уже на пятый срок, но никто не спрашивает, как такое возможно? А президент Пакистана Первез Мушараф? Вот где подлинный диктатор, попавший в президенты в результате военного путча. Но почему-то в таких случаях всё в порядке, ведь это друзья американцев. А тут небольшое государство с 10-миллионным населением друг всем стало бельмом в глазу. Почему?
Ответ кроется в геополитике. Американские неоконсерваторы планируют в Европе определённую геополитическую стратегию желая создать некую буферную территорию для изоляции России от Западной Европы. А поскольку через эту буферную территорию от моря до моря – через Прибалтику, Белоруссию, Украину – проходят нефтепроводы, газопроводы, то, контролируя эту территорию, США практически будут контролировать Европу.
Вот поэтому американцы и выступили с идеей буферной зоны, об этом открыто пишут в Интернете. Они этого не скрывают и даже объявляют, сколько они потратили на ту или иную революцию для осуществления этого плана.
Так что можем и подсчитать: у американцев в руках Прибалтика, теперь уже и Украина, только Белоруссия мешает им создать эту промежуточную зону, не поддаётся американскому влиянию. И только этого достаточно, чтобы её пытаться сломить для создания так называемого кордона.
Чтобы понять другую причину, из-за которой Лукашенко не угоден Америке, надо поговорить о суверенитете, ведь сегодня суверенных государств практически нет.
В средние века, если ты не получил корону от Папы Римского, то не мог быть серьёзным владыкой (еще в школе я никак не мог понять, зачем Витаутасу Великому, властвовавшему в половине Европы, нужна была та корона). А сегодня без короны от США не может быть настоящего государства. Об этом говорит и только что изданный президентом США Джорджем Бушем декрет «О демократии в Белоруссии», как будто это внутреннее дело США.
Так не желает Белоруссия брать корону от США, отсюда и конфликт.
Согласитесь, что Лукашенко – какой-то психологический феномен, т.к. в наши дни государство может сохранить суверенитет, только обладая атомной бомбой.
И в заключение хочу сказать одну интересную вещь. Еще со школьной скамьи мы знаем, что в Великом княжестве Литовском были последние язычники, противостоявшие экспансии христианства.
Сегодня, на мой взгляд, Белорусы – это те самые последние язычники, только они вступили в борьбу не против христианства, а против либерального тоталитаризма, против полного умопомрачения. И парадокс состоит в том, что белорусы – те же наследники Великого княжества Литовского.
Так что через 500 лет ситуация повторяется. Только сегодня наследники праотцев ВКЛ, живущие в Белоруссии, сопротивляются уже одни, без литовцев.
Наверное, там более крепок ген наших предков.
– Неужели это всё? Неужели во всей Европе больше некому воспротивиться американской геополитической интервенции? Неужели никто более не способен дать Америке отпор? Неужели для этого не найдётся никакой альтернативы, кроме Лукашенко?
– А вот об этом мы поговорим в следующий раз.
Беседовала Гедре Горене